Choose your language:
en et ru
Upcoming games:
(#321) "May the Fourth be with you"
team game,
04.05.2024 / 19:00:00
Zone: Quest
Author: monych
Participation: 50 eur
(#249) "Кот, который гулял сам по себе [Суточник]"
team game,
27.05.2024 / 19:00:00
Zone: Brainstorm
Authors: monych, Тупайя
Participation: 10 en usd
(#263) "Black Box [International game in Estonia]"
team game,
06.08.2024 / 08:00:00
Zone: Quest
Authors: monych, ljovcheg, mumburus
Participation: free
(#202) "Error 202"
single game,
29.07.2025 / 18:00:00
Zone: Points
Author: Alex3000
Prize fund: 0 (0%)
RSS 2.0
Domain: http://tallinn.en.cx/ (domain owner: Genie) Show avatars
Forum moderators: filden79, andzei, zabeg, anyutk@, Genie, Krayd, Vorobjaninoff, monych, Alex3000, Ramerius, ljovcheg

Радиосвязь на игре - что и как.

10/23/2010 6:10:24 PM / 18 messages / the topic was opened by ZPS .

Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:10:24 PM (UTC +3) ]  
Очень часто ко мне обращаются с вопросами о покупке рации для команды или отдельного игрока, просят рассказать где купить, как выбрать и прочее. Чтобы в очередной раз не писать одно и то же, решил выложить тут в открытом доступе для всех новичков некоторую базовую информацию и советы основанные на личном опыте.

Тут речь пойдет о рациях, портативках, уоки-токи и т.п. Мобильный интернет и мобильные телефоны отдельная тема, которая тут не рассматривается.

Для игры можно легально, не нарушая закона, использовать только один вид радиосвязи - связь стандарта PMR446 или просто PMR. Запомните это и примите за основу - это сразу закроет много вопросов и решит половину проблемы.

Итак, связь формата PMR446 или просто PMR в сокращенном варианте (Private Mobile Radio 446MHz) это маленькие портативные рации у которых есть 3 основных, оговоренных в законе параметра:
1. Максимальная мощность передатчика 0,5Вт.
2. Фиксированная, несъемная антенна.
3. максимум 8 фиксированных каналов в диапазоне от 446,00625 до 446.09375МГц

Что нам это дает на практике:
1. все рации этого формата будут одинаковыми в своих основных характеристиках и следовательно, будут без серьёзных проблем связываться с любыми другими рациями того же формата. Для игрока это означает, что имея одну рацию он сможет играть в любой команде и без проблем настраиваться на принятую в команде частоту (канал) если команда использует рации того же стандарта, а не купленные где-то нелегально.
2. все рации примерно одинаковые по своим параметрам и слышно будет их на примерно одинаковом расстоянии - это уравнивает разные команды.
3. игроку не нужно знать о своей рации ничего кроме 2-3 основных кнопок и названий, не нужно подбирать антенну или прочие параметры - вся забота это зарядка или смена батареек да нажатие 2-3 кнопок перед игрой для включения рации, выбора канала (частоты) и блокировки кнопок как на телефоне.
4. конструкция рации предельно проста и можно передать её любому игроку без подготовки и инструктажа
5. при встрече с полицией не возникает вопросов - это любительские рации разрешенные законом на территории почти всех европейских государств.
6. формат легален почти во всех странах евросоюза, а пару лет назад его легализовали и в России - это значит, что такую рацию можно брать на выездные международные игры или просто в поездки, не опасаясь разборок с местными властями.


Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:13:03 PM (UTC +3) ]  
Мощность и дальность связи.

У рации фиксированая мощность - 0,5ватта. Повысить её не возможно.
На практике это означает дальность связи до 5 км в условиях прямой видимости и если обе рации хорошего качества и находятся не совсем у земли. Всё, что выше - рекламный трюк. Много раций, особенно фирмы midland имеют на коробке наклейку, где написано, что дальность связи до 10 или даже 15КМ - не верьте, это снова реклама. На наклейке даже иногда пишут, что это в идеальных условиях, одинаковых рациях, высоко в горах и тп. Если кто-то вам рассказывал, что его PMR рация бьёт 10км, спросите его "а это откуда до куда?" и скорее всего выяснится, что он точно не знает или просто плохо представляет что такое 10км.

В реальных условиях, очень хорошим результатом будет устойчивая, разборчивая (речь) связь на дальности 3км, когда оба абонента стоят ногами на земле и между ними нет особых препятствий.
На игре, нам чаще всего приходится работать в условиях, которые производитель раций называет "сложные" или "особо сложные" - один или несколько абонентов находятся либо за бетонными стенами, либо за неровностями местности, либо вообще под землёй. В таких условиях рация иногда не может пробить и сотню метров, особенно если это подземный военный объект - там часто стены так строились, чтобы гасить любое излучение.

Как можно улучшить связь? Максимально приблизить условия к идеальным - выйти куда-то в прямой видимости (видеть того с кем связываешся) и подняться повыше от земли. Иногда достаточно просто выйти с рацией из машины или открыть дверь, чтобы сигнал из "совсем неразборчиво" превратился в "плохо, но слышно". Можно поднять рацию над головой, иногда этого достаточно - может мешает просто какой-то холмик на пути радиосигнала. Можно повернуться рацией в ту сторону, где примерно находится второй абонент - тело человека не сильная преграда для радиоволн, но иногда её хватает чтобы окончательно испортить сигнал.
Так же стоит учитывать, что рация, положенная в один карман со всякими металлическими предметами (ключи, фонарик и тп) будет работать замтно хуже и рация лежащая на металлическом капоте машины будет тоже работать заметно слабже - радиоустройства вообще не любят металла возле себя.
Есть ещё один нюанс о котором я не могу не сказать, но который знать не обязательно - поляризация антенны. Если не вдаваться в технические подробности, две антенны лучше передают друг-другу сигнал, когда они одинаково направленны. Для нас это означает, что рация, которую держат вертикально, будет лучше связываться с рациями которые так же держат вертикально, и хуже с рацией которая лежит антенной горизонтально (тот же капот машины).
Если связь с игроком постоянно прерывается и пропадают куски фраз, может помочь отключение шумоподавителя - такая функция есть не во всех рациях, нужно читать инструкцию для каждой рации отдельно. В рациях Cobra (MT600, MT800) для этого нужно нажать и подержать кнопку включения подсветки (ниже кнопки "передача"). Тогда рация начнет жутко шипеть, выводя на динамик всё, что ловит - и помехи и полезный сигнал. И вот среди этих помех может обнаружится пропадающий абонент.
Так же стоит учитывать, что связь между двумя одинаковыми моделями раций почти всегда лучше чем между рациями разных фирм или разных моделей. Поэтому лучше покупать для команды одинаковые рации.
У некоторых раций есть особенность - с наушниками устойчивость связи лучше чем без наушников. Это побочный эффект, но иногда он становится спасением для совсем плохих раций.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:13:30 PM (UTC +3) ]  
Возможность обойти ограничение по мощности.

Для любопытных ответ - да, способы поднять мощность существуют. Но все они требуют вмешательства в конструкцию рации с паяльником и определенным опытом в радиотехнике. Любое вмешательство в рацию формата PMR делает эту рацию незаконной.
Истории про снятие ограничения из "тайного меню" или с помощью кабеля и софта - сказки. Если где-то в какой-то китайской рации вдруг обнаружится такая опция, это всё равно будет незаконно.
На этом вопрос можно закрыть.


Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:15:32 PM (UTC +3) ]  
Каналы и частоты.

Работая с PMR рацией, не нужно знать ничего о радиочастотах. Как я говорил выше, у PMR строго оговорены 8 каналов и рация дает просто выбор канала от 1 до 8, не позволяя что-либо там перепрограммировать и как-то поменять частоту. Если на коробке с рацией написано, что там до 52х или что-то около того каналов, имеются ввиду не физические частоты, а логические каналы. Просто каждый из 8 каналов делится программно на несколько подканалов, но рация при этом остается на той же частоте.

Я попробую коротко объяснить как это работает:
предположим, что рация настроена на канал 1 и подканал 0 (нет подканала). Это значит, что физически рация работает на частоте первого канала 446,00625Мгц. В режиме ожидания у рации выключен динамик и ничего не слышно, но рация при этом продолжает принимать всё, что идет на этой частоте, просто она видит, что там только помехи (белый шум) и не включает динамик, чтобы не мучать нас шипением пустого эфира. Эта функция называется шумоподавитель или "шумодав" на любительском слэнге. Аналогичная система, кстати, стоит во всех FM радиоприёмниках - заезжаете в подземный гараж и тишина, сигнал станции не доходит но и шума помех нет. Так вот, когда кто-то на том же самом канале (1 канал 0 подканал) нажимает кнопку "передача", его рация начинает посылать сигнал на частоте первого канала, наша рация видит, что идет какой-то (полезный) сигнал и включает динамик - теперь мы слышим что там на этой частоте. Как только на той второй рации отпускают кнопку передача, наша рация снова отключает динамик. Аналогично происходит на другой стороне - мы говорим, там включается динамик. Это классическая связь без всяких логических каналов.

Теперь переключим обе рации на подканал 3. Тоесть точно так же первый канал, но подканал теперь 3.
Это значит, что рации как и раньше работают на частоте первого канала (446,00625Мгц), но при нажатии кнопки "передача", рация будет перед началом передачи голоса автоматически посылать короткий "бип" с определенной тональностью, соттветствующей третьему подканалу (не слышно ухом) и только потом включать микрофон, чтобы передать голос говорящего абонента. Наша рация будет ждать теперь не просто полезный сигнал, а сигнал перед которым идет такой вот скрытый "бип" и обязательно с тональностю соответствющей настроенному (3) подканалу. Когда рация услышит этот бип, она отключит шумоподавитель (включит динамик) и мы услышим что нам говорят. Если в эфире появится сигнал, но перед ним не будет этого скрытого тона, значит передающая рация находится на основном канале (её подканал = 0 ) и наша рация не включит динамик, если тон есть но он не соответствует нашему подканалу, рация снова его проигнорирует.

Таким образом, на одном частотном канале могут общаться ешё много разных групп людей и не слышать друг-друга.

Но теперь представьте, что кто-то настроил свою рацию на тот же первый канал и не настроил подканал - его рации не нужен скрытый "бип" для включения динамика, она включит динамик при любом приходящем сигнале. Ваша рация передает "бип", его рация не настроенная на бип, просто видит какой-то любой сигнал и включает динамик. Он вас слышит. И не важно, что вы закрылись на подканал. Отсюда правило - ваш подканал защищает вас от приёма лишних сигналов, но никак не защищает вас от прослушивания.

Новички обычно не знают этого правила и поошибке называют подканалы "кодом" и свободно рассказывают в рацию какие игровые коды и где взяли, думая, что их не слышно. А их слышно :) И слушающий даже не подслушивает, он просто не включил фильтр (подканал).

Подканалы называют поразному - подканал, сабтон, тон, код. Это всё одно и то же.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:15:47 PM (UTC +3) ]  
Что ещё стоит знать о подканалах:
1. не у всех раций PMR формата есть подканалы
2. не все производители делают тоны каналов одинаковыми - китайская поделка может вообще не договориться с нормальной рацией о подканалах или иметь смещение на 1-2 канала и придется постоянно подбирать.
3. существует 2 основных стандарта подканалов - ctcss и dcs. Подканал 3 в ctcss и подканал 3 в dcs разные и динамик не включится, в остальном то же самое - без тона будет слышно обоих. Многие рации умеют работать в обоих форматах и потому новички иногда путаются - ставят по ошибке dcs вместо ctcss и не слышат друг-друга. Нужно просто чуть внимательнее настраивать.

На этом с теорией кажется всё.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:18:40 PM (UTC +3) ]  
Какую рацию выбрать?

Если вам всёравно, идете в магазин и берёте Cobra MT800, подключаете стандартные наушники и вопрос закрыт. Но Cobra MT800 это мой выбор, основанный на опыте работы с разными рациями. У других опытных игроков может быть другое мнение, у вас могут быть другие требования, например, захочется водонепроницаемый корпус или хаки-дизайн.
Если вам не всё равно, читайте дальше.
PMR - это основа, это то от чего отталкиваемся в поиске. Впрочем, в обычных магазинах других почти нет.
Фирма - любая. 2 основных конкурента на рынке это Midland и Cobra, но есть и другие. Как я уже сказал выше, кобра мне кажется более качественной и более удобной в работе. Но у midland шире выбор - есть хаки цвета, есть миниатюрные, есть большие, есть с минимумом функций и кнопок, есть с кучей лишнего. База у всех одна - PMR формат.
Главное что нужно нам на игре - чтобы у рации были подканалы (обычно все используют формат ctcss) и очень желательно гнездо для наушников. Если у рации есть петля для шейного ремешка или карабина - это очень хорошо, подсветка кнопок и дисплея - не столь важно, обычно рация настраивается в светлом месте перед игрой и больше не трогается.
Дальность связи, как я уже говорил это рекламный трюк. Но как показала практика, дешевые рации и рации продающиеся по одной за цену в 75% от цены комплекта из 2х кобр, это шлак. На играх, покупатели этих раций стоят в сторонке и кричат "не слышно, не слышно, повтори". Неизвестные китайские названия - лоторея, но чаще проигрышная.
Очень рекомендую брать рацию той же модели или хотябы того же производителя, что уже используются в вашей команде или в команде с которой предстоит чаще всего играть. Разница не велика, но вероятность стабильной связи на большие расстояния - выше.
Может оказаться полезным стандартный наушниковый разъем для гарнитуры, это упростит подбор гарнитуры в будущем, но это совсем не обязательно- большинство играет со стандартными наушниками.
Рации на нестандартных батарейках брать не стоит. Они конечно подкупают миниатюрностью, но их время жизни ограничено временем жизни аккумулятора. Если аккумулятор сел во время игры или в походе, нельзя зарулить на статоил и купить на замену севшим аккумуляторам простые ААА батарейки.
Функция автоматически включающая рацию по голосу (без нажатия кнопки "передача") - она вам скорее всего не нужна. Она часто вредна и если вы не умеете пользоваться, лучше не покупайтесь на обещанное ей удобство. Бывали случаи когда работа команды вставала из-за неправильной настройки этой функции у одного из игроков - он бежит, дышит, а рация держит зажатой передачу слыша его дыхание... и никто из команды уже не может выйти в эфир и сказать ему "не беги, уже все коды нашли".
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:19:32 PM (UTC +3) ]  
Какие дополнения нужны?

Вообщем-то никаких обязательных нет - в простом варианте достаточно просто рации.
Но очень полезным будут аккумуляторы - они обычно идут в комплекте с рацией, но не всегда хорошего качества. Кстати, на некоторых рациях на батарейках дальность передачи лучше чем на аккумуляторах, приёма - так же. Зарядное устройство может быть в виде подставки с адаптером (кобра MT900) или как у MT800 обычным адаптером, который втыкается в рацию. В таком варианте не нужно вынимать аккумуляторы из рации (аналогично мобильнику). Если покупается рация без такой функции и батарейки в ней нужно вынимать для перезарядки, обратите внимание (можно погуглить или изучить инструкцию) работает ли эта рация от аккумуляторов - редко, но встречаются варианты не работающие от аккумуляторов (не хватает им 1,2 вольта вместо 1,5).

Так же стоит обзавестись гарнитурой (наушник+микрофон), они тоже обычно есть в комплекте, но со временем стоит приобрести более удобный вариант. Хорошая гарнитура стоит часто как половина рации или дороже, но оно того стоит. Впрочем, через 2-3 игры станет ясно что нужно и нужно ли вообще.

Шнурок на шею - обычный как для мобильника, но с надежным, лучше металлическим карабином. Шнурок надевается на шею, рация кладется в карман. Работать можно через наушник, не вынимая рации из кармана. Шнурок спас уже ни одну сотню раций от падения во всякие колодцы и шахты, когда игрок просто наклоняется посмотреть или считать кодик.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:21:24 PM (UTC +3) ]  
Наушники и гарнитура.

Для этих раций выбор не велик, но китайцы стараются и на ebay вариантов всё больше и больше.

есть 4 варианта гарнитур:
1. классика - один наушник-капелька в ухо, на его проводе такой же микрофон-капелька, прищепка для крепления к одежде (на отворот куртки) и разъем для подключения. Часто на микрофоне есть кнопка PTT (передача), которая дублирует кнопку на рации. Такие обычно идут в копмлекте с рацией, качество среднее, многим хватает, так и бегают с ними годами проблем не зная.
2. Профи-классика. Прищепка совмещена с микрофоном и кнопкой PTT, наушник часто с дугой для крепления за ухом.
3. Акустическая трубка - китайцы любят рекламировать их картинкой с крутым телохранителем в черных очках. У этих наушников, от прищепки к уху идет не провод, а прозрачная трубка, а сам динамик находится у прищепки - принцип работы похож на медицинский стетоскоп. Плюс в том, что трубку в отличии от черного провода не видно. Это в теории. На практике я плюсов не заметил - трубка жесткая (на морозе особенно), цепляется, дебильно болтается при ходьбе, вывливается при беге и задираниях рук. Мне не понравилось. Плюсов не заметил. Если решите брать такую штуку, берите от надежного производителя (не путайте "для" и "от").
4. Здоровый микрофон на гибком шнуре. Такие обычно в кино показывают - висит на стенке или панели грузовика, снимается когда нужно говорить. У таксистов ещё такие. Это игрушка для больших стационарных раций или раций в машину, но есть вариант и с разъёмом под кобру. В поле от неё толку нет никакого - она по размеру и весу как рация, наушником не работает. Вижу только 2 применения - раскрутить за шнур и отбиваться от гопников или подключить к обычной PMR рации лежащей в машине и делать вид, что у вас в машине профи рация.

Я свой выбор остановил на втором варианте.
Советую выбирать наушник с дугой, цепляющейся за ухо - такой наушник не вываливается на бегу или когда случайно несильно зацепишь провод. На проводе должна быть небольшая "пружинка", чтобы при задевании провода, наушник не отрывал ухо. Это наиболее универсальный вариант - в отличии от капельки он втыкается в любое ухо, а вынесеный на отворот куртки микрофон с большой кнопкой позволяет очень удобно общаться.

На стороне рации наушники отличаются по разъему - это обязательно нужно учесть. Разъем может быть разный даже у разных моделей одного производителя.

Например, у Cobra MT600/MT900 это 2 отдельных гнезда - один для наушников, другой для микрофона, почти как в компе, только, если не ошибаюсь разъем микрофона чуть тоньше. У той же кобры но модели MT800 разъем один и в нем идут и микрофон и наушник и заряжается она тоже через этот разъем. Китайцы наделали уже кучу переходничков для решения этой проблемы. На многих рациях такой переходник можно спаять самому, но нужен навык и схема (распайка), иногда схему можно заменить донором - разрезать штатный наушник, прозвонить что куда и перепаять аналогичным образом неподошедший новый комплект.

Вся эта информация скорее прозапас - советую начать с наушников что идут в комплекте, а набрав немного опыта уже решать что брать на замену.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:22:35 PM (UTC +3) ]  
Любительские или профи PMR рации.

Существуют так же профессиональные PMR рации, отличаются прежде всего ценой и возможностью сохранять во внутренней памяти как в записной книжке комбинации канал-подканал и выбирать их, не ползая по настройкам.
Так же могут быть удобными такие функции как вибровызов, слежение сразу за 2 каналами (любительские тоже умеют некоторые, но не так качественно), примитивная шифровка голоса, подключение наушников по bluetooth.
Ну и конечно же качество изготовления, прочность, водонепроницаемость. Это всё нужно смотреть в характеристиках.
По мощности и дальности связи - не отличаются.

Рации способные работать как PMR.
Любые рации работающие в диапазоне 446Мгц могут связываться с PMR рациями. Но для работы с такими рациями нужна лицензия радиолюбителя (учёба, экзамен, бумажки), без лицензии они не законны и штраф до 50000 крон весьма неплохой аргумент в пользу легальных PMRок. Особенно учитывая вероятность встретить полицию во время игры.


Ну вот кажется всё.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:24:44 PM (UTC +3) ]  
Теперь несколько советов по игре с рациями и вообще по работе с ними. Это может быть полезно и новичкам и опытным игрокам - проблемы обычно одинаковые, только опытным чуть проще, они привыкли.

Правило выше всех правил (дописываю вернувшись к началу :) ) - помни где твоя кнопка вызова. Это настоящая беда на играх, когда игрок бросает рацию в карман джинсов и начинает где-то ползать. В кармане рация при каждом шаге зажимает кнопку вызова и команда без связи - у всех в рациях постоянно сигнал вызова и даже не вклиниться, чтобы сказать игроку, что нужно кнопку отпустить. Ну или сесть случайно на кнопку передачи и начать сплетничать с кем-то в машине. Поле узнает о себе много нового в такие моменты :)

Первое и основное правило при работе с любой рацией - не торопись.
Перед тем как нажать кнопку "передача", убедись, что эфир пуст, что никто не начал говорить и что в эфире нет диалога - не вклинивайся без особой надобности в разговор двух людей, это создает путаницу и сбой в общении, который потом могут несколько минут разруливать, пытаясь понять кто теперь должен говорить.

Боишся забыть что говорить - запиши, потом прочитаешь в эфир.
Говори максимально четко, не жуя жевачку и лучше, не на бегу.
При разговоре через рацию лучше использовать минимум сложных слов, минимум различных форм слов и иностранных языков. В идеале, общение внутри группы должно основываться на общем простом словаре, где все слова идут в начальной форме.
Поясню - если остановиться, раз-два вдохнуть-выдохнуть чтобы восстановить дыхание после пробежки, а потом сказать в рацию "красный домик, слева у реки. Вижу стрелку. Все сюда." это будет намного быстрее понято игроками, чем крики набегу, перебиваемые отдышкой "там внизу мелькает какая-то будочка красьненькая вроде у воды, там кажется краской написана стрелка, где вы пропадаете". В такой фразе скорее всего разберут только "ГДЕ ВЫ" потому, что это знакомая всем и очень короткая фраза. И ответом будет не "бежим", а "ну мы тут у машины, ты чего хотел то, повтори".
Если внутри группы выработан словарь команд, это упростит работу в условиях плохой связи - гораздо проще в обрывке фразы узнать что-то знакомое, чем что-то длинное и незнакомое. Короткие слова в начальной форме тоже лучше узнаются, чем длинные и в незнакомой форме "Бегу, падаю" понятнее чем "перебегая поле, покатился споткнувшись".
Профи радисты придумали себе целый словарь коротких фраз, которые можно использовать в условиях очень плохой связи - например, 73 означает "наилучшие пожелания", если связь резко ухуджается, можно успеть кинуть морзянкой эти 2 цифры и на том конце поймут, что ты вежливо попрощался, или 88 - люблю целую.
Очень хорошо иметь в словаре 2-3 аналогичных слова, их можно обговорить просто перед игрой. Например, четкое, простое "домой" или "назад" - когда игрок далеко или глубоко и не разбирает толком что ему говорят, такая фраза поможет его вызвать, услышав её он поймёт, что его зовут назад к машине, а зачем зовут можно разобраться уже на ходу.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:26:05 PM (UTC +3) ]  
Настоятельно советую отработать в команде навыки работы с рацией и распределить роли на случай плохой связи. Вспомните первое правило - не спешите. Не кричите до одури с короткими интервалами игроку, который не отвечает. Возможно, у него просто заняты руки, он на высоте берёт код.
Если вы слышите, что машина не может связаться с дальним игроком, они постоянно друг-друга переспрашивают, а вы находитесь в поле где-то между ними, воспользуйтесь паузой и ретранслируйте сигнал - передайте то, что услышали от дальнего игрока или от машины. Сначала скажите что-то, что даст им понять, что вы начинате ретранслировать сообщения, потом передавайте. пример: "штаб, я игрок1 повторю информацию от игрка2..." или кортоткое "повторяю..." или что вы там перед игрой договорились. Таким образом информацию можно передать очень далеко, просто некоторые игроки услышат её несколько раз а какие-то только один. Тут важно давать достаточно времени между сообщениями, чтобы игрок передающий ваше сообщение дальше успел вклиниться в эфир.
Если машина со "штабом" осталась за холмом от локи и связь не достает, один игрок может встать на холме или просто на пол пути если просто очень далеко и передавать сообщения - если связь действительно важна.
Задача игроков в таком случае строго следовать протоколу - сказал и не лезешь в эфир пока тебе не передали сообщение от дальнего игрока или машины, даже если ты её не слышишь. Такая же система может применяться под землёй - один игрок у выхода из подземелья слышит и сигналы снизу, отраженные от стен и сигналы снаружи и может ретранслировать сообщения с поврехности под землю и обратно.
Полезным будет сообщать куда уходишь, если есть риск, что связь пропадет или есть риск самостоятельно не выбраться, соответсвтенно полезным будет запоминать такие сообщения, чтобы знать куда идти в поисках игрока потерявшего связь.

Заранее, до игры проверьте как вас слышно, как лучше работает ваша рация или гарнитура - возможно в том положении в котором вы её держите, ваше дыхание в микрофон забивает всё что вы говорите или просто плохо слышно или наоборот слишком сильно - каждый микрофон имеет свою диаграмму направленности и нужно знать как лучше в него говорить, чтобы не вносить лишнего шума в эфир.
Учтите, что стук по микрофону или проводу микрофона будет очень громким,громче чем звук голоса - вас не услышат если микрофон бьется на ходу об одежду или провод микрофона трётся об зубчики молнии на одежде.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:28:08 PM (UTC +3) ]  
Ещё один важный момент, наверное стоило его тоже в начало, но я тут выделю - очень важно научиться нажимать кнопку "передача" до того как начал говорить и отпускать после того как закончил говорить. Это очевидно. Но на практике, осбенно в спешке получается совсем не так как представляется - игрок успевает сказать половину слова или фразы до того как нажмет кнопку и не замечает этого. К этому ещё добавляется небольшая задержка связанная с посылкой тона подканала в начале сообщения. В итоге, часто в эфире, вместо "понял" или "повтори" слышно только "чик-чик", переспрашиваешь, а в ответ тебе снова "чик-чик", просто абонент на том конце не замечает, что жмет кнопку чуть позже и отпускает чуть раньше, обрезая своё кортокое, уже "раздраженное" послание до неразборчивого огрызка.

Наушники - я не зря уделил им столько внимания. Использование наушников удобно прежде всего команде - никто не слышит внутренней рабочей информации, такой как наводки на место, где может быть код или подсказки зачитанной в эфир или кода. Коды, как вы поняли, в эфир лучше не давать - вас может быть слышно или вас могут слушать. (см. выше про подканалы) Другим командам тоже ваша информация не нужна - часто пытаешся разобрать что тебе в ухе говорят на твоём канале, а под ухом у кого-то орёт его командная связь да так, что слышно на всю локацию и это очень мешает.

и последнее, почти личное...
Роджер бип - прикольный такой бип посылаемый рацией при отпускании кнопки. Он как бы заменяет классический "приём" в конце сообщения.
Иногда помогает решить проблему раннего отпускания кнопки, но, друзья, это очень, очень сильно бесит. И не меня одного :) Иногда хочется растерзать очень говорливую команду, которая бродит час в поисках кода и перекидывается без конца короткими фразами. В итоге вся локация озвучена постоянными пиликаниями, а когда игроков рядом много, то может этот "пилик" прилетать сразу с 4-5 сторон и через 10-15 минут просто сводит сума, лишая способности думать. Это отключается в настройках, почитайте инструкцию или используйте наушники :)

И очевидное - оффтопик в эфире мешает. Когда команда едет двумя машинами на другой уровень и ей нечем заняться или когда штаб грызет задание, а все ждут, можно общаться по рации на любые темы, но когда идет напряженная работа на локаци, стоит говорить минимум, чтобы не мешать игроку, которому нужна связь для дела и чтобы не отвлекать тех, кто ждет из эфира информации. Если идет оффтопик, делайте паузы достаточные для того, чтобы в разговор без потерь могли вклиниться с важной информацией.
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/23/2010 6:31:47 PM (UTC +3) ]  
Где купить рацию:

рации:
http://www.elfaelektroonika.ee/artnr/24-520-00/cobra-mt800-raadiosaatjad-

http://opood.ee/?t=k_ki&i=COBRA-MT800C
http://opood.ee/?t=k_ki&i=PMR-P.SUP.10
эти дают скидку 5% если зарегистрироваться и покупать через сайт.

http://www.tehnoturg.ee/EE/3623/CO5

http://www.westbalt.ee/catalog/product_info.php?products_id=27839

http://www.noortehnik.ee/grupid/action/show_product/product_id/1433/

Это ссылки на мою любимую MT800. На этих же сайтах легко находятся и другие варианты. Так же рации PMR формата можно встретить в магазинах бытовой техники, в охотничьих магазинах и много где ещё.

Наушники для раций там же. Или на ebay по ключевым словам headset или handsfree



На этом всё.
Вопросы, комментарии, исправления и дополнения жду комментами ниже :)
Games Author
(
)
[ 10/25/2010 11:50:33 AM (UTC +3) ]  
Ну, что... Изложено и разжёвано фундаментально! Спасибо за инфу!
Junior sergeant
Boy
 4ell
(
)
[ 10/28/2010 9:08:06 PM (UTC +3) ]  
Грандиозно :) Кстати, нашлись на форум.ее, я как раз искал рации, помню как здорово ты мне все объяснил и рассказал!
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 10/28/2010 10:34:52 PM (UTC +3) ]  
Помню, помню :)
Games Author
Boy
 ZPS
(
)
Attestate
[ 11/22/2010 8:31:50 AM (UTC +3) ]  
Lieutenant
(
)
[ 10/1/2014 3:10:39 PM (UTC +3) ]  
Еще очень важное замечание! НАХРЕН ВЫРУБИТЕ VOX. Да, по началу это круто, но стоит ветру попасть в микрофон, или вы бежите и громко пыхтите - кабздец, "все слушают ваше дыхание, все слушают ваше дыхание! Они раньше и не знали что у вас, на вдоих одно лишь дыхание, дыхание.." :))))
4/18/2024 11:36:27 PM
(UTC +3)

www.en.cx
EncounterTM Ltd.
2004-2024 ©